Государственно-частное партнерство в Республике Беларусь.

Введение.

Термином «государственно-частное партнерство» (public-private partnership) обозначены формы взаимодействия и сотрудничества государства и бизнеса для решения общественных задач на взаимовыгодных условиях. Знаменательным событием в области развития государственно-частного партнерства стало создание соответствующей модели в Великобритании – PFI (private financing initiative, частная финансовая инициатива), что представляло собой привлечение средств частных компаний для финансирования строительства государственных объектов.  В Республике Беларусь государственно-частное партнерство пока находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов и институтов, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой государственно-частное партнерство уже давно существует как элемент экономической системы. Государственно-частное партнерство представляет собой концепцию, определенного рода комплексное явление, которое имеет экономический и политический смысл.

Государственно-частное партнерство в Республике Беларусь.

Необходимость принятия нормативного правового акта, регулирующего вопросы государственно-частного партнерства, обусловлена рядом причин. Во-первых, усложнение социально-экономической жизни затрудняет в определенной мере выполнение государственными институтами общественно значимых функций; с другой стороны, владельцы частного капитала заинтересованы в новых объектах для инвестирования. Республика Беларусь не является исключением из данного правила. Как и многие другие страны, республику не обошел стороной дефицит инфраструктуры и бюджетных средств. В качестве выхода из сложившейся ситуации государство рассмотрело показательный опыт государственно-частных партнерств, наработанный в странах Западной и Восточной Европы.

Согласно отчетам международных экспертов, государственно-частное партнерство сочетает в себе лучшие черты как частного сектора (его ресурсы, методы управления, навыки и технологии), так и государственного сектора (включая его защиту общественных интересов), а в процессе реализации совместных проектов создается эффект синергии как результат совместного сотрудничества.

К признаками государственно-частного партнерства относятся следующие:

  • Сторонами государственно-частного партнерства являются государственные институты и частный бизнес.
  • Сотрудничество имеет достаточно долгосрочный характер.
  • Взаимодействие сторон закреплено юридическими инструментами.
  • Взаимодействие сторон имеет равноправный характер.
  • Государственно-частное партнерство имеет чётко выраженную общественную направленность.
  • Объекты государственно-частного партнерства находятся в юрисдикции государства.
  • В процессе реализации проектов на основе государственно-частного партнерства решаются важные общественные задачи.
  • Цели проектов государственно-частного партнерства имеют государственное и общественное значение.

Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в пропорциях, определенных заранее и закрепленных в соглашении сторон. Чаще всего ответственность за риски (за все или за большую часть) принимает сторона – владелец частного капитала.

В целях привлечения инвестиций в Беларусь был принят Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года № 345-З «О государственно-частном партнерстве» (далее – Закон). Согласно преамбуле, данный нормативный правовой акт определяет правовые условия государственно-частного партнерства, регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения, исполнения и расторжения соглашений о государственно-частном партнерстве.

В связи с тем, что государственно-частное партнерство имеет в большинстве своем четко выраженную общественную направленность и направлено в первую очередь на решение социальных проблем (транспорт, коммунальные услуги, социальное обслуживание, здравоохранение), главной отличительной чертой государственно-частного партнерства является альтернатива приватизации имеющих важное значение объектов государственной собственности. Данный вид партнерства, привлекая частный капитал, позволяет сохранить право собственности на активы за государством (при этом контроль со стороны государства также сохраняется).

В круг основных задач государственно-частного партнерства в Республике Беларусь согласно Закону входит создание необходимых условий для эффективного взаимодействия участников государственно-частного партнерства в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня жизни населения; рациональное и эффективное использование имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности; развитие инновационных технологий, наукоемких производств; повышение и  совершенствование технического уровня производства, технологических процессов; развитие инфраструктурных объектов; рациональное и эффективное использование средств местного и республиканского бюджетов; повышение качества товаров (работ, услуг); обеспечение и стимулирование роста занятости населения.

Принимаемые меры и решаемые задачи при условии выполнения условий соглашения о государственно-частном партнерстве должны привести к ускорению внедрения новых социально значимых проектов за счет привлечения в государственный сектор финансовых и иных ресурсов субъектов предпринимательской деятельности и применению инновационных технологий, поощрению предпринимательской инициативы в социально значимых сферах экономики; содействия привлечения инвестиций в экономику страны; обеспечения эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности; содействия эффективному использованию ресурсов государственного и частного партнеров для удовлетворения социальных потребностей общества.

Законом определены как формы государственно-частного партнерства, так и условия соглашения, заключаемого между государством и частным партнером. К формам государственно-частного партнерства относятся заключение концессионного договора (письменного соглашения, в силу которого одна сторона обязуется предоставить другой стороне на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности), инвестиционного договора; заключение непосредственно соглашения о государственно-частном партнерстве; иные договоры, не противоречащие законодательству и отвечающие целям, задачам и принципам государственно-частного партнерства. Необходимо помнить, что форма государственно-частного партнерства определяется органом, принимающим решение об осуществлении государственно-частного партнерства.

Соглашение о государственно-частном партнерстве представляет собой новый вид договорных отношений между государственными и частными партнерами, определяющее права, обязанности, ответственность сторон, а также иные условия исполнения данного соглашения. В обязательном порядке осуществляется контроль за исполнением соглашения, в том числе путем назначения независимого аудитора. 

Заключение.

Беларусь находится в самом начале пути формирования эффективной системы государственно-частного партнерства. Государственные структуры принимают меры для совершенствования и преодоления недостатков действующей экономической системы с учетом международного опыта.

Согласно рейтинговой оценке соответствия законодательства о государственно-частном партнерстве (концессии) руководству по законодательству ЮНСИТРАЛ и передовой международной практике, до принятия Закона рейтинговая оценка Беларуси составляла 31%. Однако еще на момент рассмотрения проекта Закона она составила 81,5%, а по результатам рассмотрения в Европейской экономической комиссии ООН проект Закона получил высокую рейтинговую оценку.