Внутренние перевозки через призму таможенного законодательства

Внутренние перевозки через призму таможенного законодательства

В практике международных автомобильных перевозчиков нередко возникают вопросы, связанные с перемещением товаров по территории Таможенного союза, местами разгрузки и выполнением поручений отправителя при доставке грузов. Особое непонимание у международных перевозчиков вызывает определение в белорусском законодательстве понятия «внутренняя перевозка» и ответственности за указанные действия.

Пример 1

 Обстоятельства дела

Таможня начала административный процесс по ч. 1 ст. 14.7 КоАП в отношении иностранного перевозчика. Он использовал во внутренней перевозке на таможенной территории Таможенного союза транспортное средство международной перевозки (ТСМП), зарегистрированное на территории иностранного государства.

Справочно

Из смысла ч. 2 ст. 344 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТмК) внутренней перевозкой признается использование временно ввезенных ТСМП для перевозки груза, пассажиров и (или) багажа. Причем она должна начинаться и завершаться на таможенной территории Таможенного союза.

Из протокола об административном правонарушении следовало, что иностранный перевозчик временно ввез ТСМП на таможенную территорию Таможенного союза, не уплатив таможенные пошлины и налоги. Цель ввоза – завершение международной перевозки груза, отправленного фирмой «А» (Молдова) в адрес получателя – фирмы «В» (Россия). Местом таможенного декларирования указывалась белорусская таможня .

После таможенного декларирования груза водитель отклонился от маршрута. Далее внутренняя перевозка происходила по маршруту Орша – Минск. Тем самым водитель нарушил требования ст. 343, 344 ТмК.

 Позиция перевозчика

В судебном заседании перевозчик вину не признал. Он пояснил, что 7 декабря 2015 г. после таможенного декларирования груза получил от отправителя задание направиться в Минск и ждать дальнейших указаний. Причина – Россия запретила ввоз турецких товаров и закрыла для турецких автоперевозчиков пункты ввоза.

Справочно

В связи с обострившимися международными отношениями с Турцией  Президент России 28 ноября 2015 г. подписал Указ № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Таким образом, возникла объективная необходимость изменить маршрут и получить в Минске разъяснения компетентных органов Беларуси, как поступить в сложившейся ситуации. Перевозчик не давал указаний водителю разгружаться в Минске. Следовательно, перевозчик не осуществлял внутреннюю перевозку по таможенной территории Таможенного союза.

Как свидетельствовали материалы дела, перевозка груза началась на территории Турции. Эта страна не входит в Таможенный союз. В белорусском пункте таможенного оформления международная перевозка не завершилась, поскольку в CMR-накладной местом разгрузки значилась Москва. Следовательно, не могла начаться и внутренняя перевозка.

Кроме того, по белорусскому законодательству перевозка считается законченной с момента выдачи груза уполномоченному лицу[1]. Это подтверждали и разъяснения Минтранса. Согласно им международная перевозка считается законченной, после того как получатель примет груз и проставит отметку в графе 24 «Груз получен» CMR-накладной.

Таким образом, покинув белорусский пункт таможенного оформления, перевозчик продолжил международную перевозку груза. Вывод таможни о незаконности действий перевозчика, а именно отклонении от маршрута следования, не основывался на нормах таможенного законодательства.

Сотрудники таможни провели операции таможенного контроля и установили, что груз находился в транспортном средстве и был опломбирован. При досмотре содержимого грузового отсека сотрудники таможни не выявили нарушений законодательства. Таким образом, перевозчик не передал груз получателю, соответственно не завершил международную перевозку.

В свою очередь, водитель товар в Беларуси не выгружал и умысла использовать ТСМП во внутренних перевозках на территории Беларуси не имел. ТСМП не вовлекалось в экономический оборот на территории Таможенного союза, не использовалось в иных целях, отличных от цели временного ввоза.

В связи с указанным в действиях перевозчика отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.7 КоАП. Ответственность за покушение на данное правонарушение административное законодательство не предусматривает.

 Позиция суда

Суд признал перевозчика виновным в административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.7 КоАП и назначил штраф с конфискацией ТСМП.

В соответствии со ст. 343 ТмК временно ввезенное на таможенную территорию Таможенного союза ТСМП после завершения операций перевозки должно покинуть эту территорию. Сроки исчисляются с учетом положений ст. 219 ТмК.

Ограничения на использование и распоряжение ТСМП на территории Таможенного союза устанавливает ч. 2 ст. 344 ТмК. Эти ограничения снимаются, если ТСМП помещается под таможенные процедуры.

Перевозчик ТСМП под таможенную процедуру не поместил. Таможенное законодательство не предусматривает, что для окончания перевозки товар следует разгрузить.

При возникновении спорных вопросов перевозчику необходимо было обратиться в белорусский пункт таможенного оформления. Дальнейшая перевозка груза после таможенной процедуры его таможенного декларирования по таможенной территории Таможенного союза в Беларуси является внутренней перевозкой.

Пример 2

Обстоятельства дела

В ходе проверки таможня установила, что иностранный перевозчик предъявил к таможенному декларированию ТСМП, перемещавшее груз из Турции на территорию Беларуси.

В CMR-накладной пунктом разгрузки указывался Минск, а местом таможенного декларирования груза – ПТО «Кунцевщина». Однако в нарушение условий CMR-накладной перевозчик разгрузил ТСМП на территории Минского района в 10 км от Минской кольцевой автодороги.

Таким образом, по мнению таможни, иностранный перевозчик в нарушение ст. 343, 344 ТмК осуществил внутреннюю перевозку по маршруту ПТО «Кунцевщина» – Минский район.

Суд привлек иностранного перевозчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП и назначил штраф с конфискацией ТСМП.

 Позиция перевозчика

Не согласившись с постановлением суда, перевозчик подал жалобу в вышестоящий суд.

После таможенного оформления груза в ПТО «Кунцевщина» водитель перевозчика, не владеющий русским языком, ожидал прибытия получателя. Представитель получателя водителю проехать к месту разгрузки. Там ТСМП и задержали сотрудники таможни.

Водитель, доверяя получателю груза и следуя его инструкциям, добросовестно заблуждался, что место разгрузки груза соответствовало CMR-накладной.

Вывод суда, что перевозчик не вправе по поручению отправителя (получателя) груза изменять место разгрузки, противоречит нормам международного права.

Отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частности требовать от перевозчика прекратить (приостановить) перевозку, изменить место передачи груза получателю или передать груз иному получателю, не указанному в накладной[2].

Минтранс в ответе на запрос указал, что отправитель имеет право распоряжаться грузом, а именно требовать изменить место, предусмотренное для сдачи груза, и т.п. Это подтверждало правомерность действий перевозчика.

Для начала внутренней перевозки должна закончиться международная перевозка. Однако в ПТО «Кунцевщина» она не закончилась, поскольку водитель не исполнил условий договора перевозки в соответствии с новыми указаниями получателя груза о месте разгрузки и не передал груз получателю.

По мнению перевозчика, внутренняя перевозка может иметь место после доставки груза по международной перевозке и в случае, если отправителем и получателем груза становятся резиденты Таможенного союза.

 Позиция суда вышестоящей инстанции

Суд признал жалобу перевозчика необоснованной. Таможенное законодательство Таможенного союза определяет, что использование ТСМП для внутренней перевозки на территории государств-членов допускается[3]:

после завершения международной перевозки, для выполнения которой ввозилось ТСМП;

при следовании под загрузку для последующего вывоза товара за пределы таможенной территории Таможенного союза;

при следовании порожнего ТСМП через таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR»[4], графы 1–15, 21, 22 CMR-накладной заполняет отправитель груза. В графе 3 указывается страна и место, предназначенные для доставки.

В соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов[5] перевозчик должен принять груз к перевозке на основании договора. Его заключение подтверждает ТТН или иной транспортный документ установленной формы.

Грузополучатель по независящим от перевозчика причинам может отказываться получить товар. В таком случае перевозчик по письменному указанию заказчика (если иное не определяет соглашение сторон) вправе вернуть товар грузоотправителю или переадресовать другому грузополучателю, а также передать на реализацию или утилизацию. При этом грузополучатель должен указать в ТТН, что отказывается от получения груза, и заверить такую отметку подписью и печатью.

По мнению суда, доводы перевозчика о его невиновности в разгрузке товара в ином месте, а не в указанном в CMR-накладной, несостоятельны. Перевозчик не представил суду договор перевозки, который содержал бы условие о возможности переадресации груза. В CMR-накладной в качестве пункта разгрузки значился Минск. Иные сведения о переадресации груза, как и изменения, касающиеся нового пункта разгрузки, в CMR-накладной отсутствовали. Таможню о перемене места разгрузки никто не уведомил.

Заключение

Вышеуказанные примеры свидетельствуют, что международным перевозчикам в своей деятельности необходимо руководствоваться не только Конвенцией о международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) 1956 г. Следует также учитывать нормы белорусского законодательства, сложившуюся судебную и административную практику.

С момента таможенного декларирования груза перемещение ТСМП по территории Беларуси с отклонением от маршрута следования, указанного в CMR-накладной, суд может расценить как внутреннюю перевозку. А это чревато административной ответственностью и конфискацией ТСМП.

[1] Ст. 739 ГК.

[2] П. 1 ст. 12 и п. 1 ст. 14 Конвенции о международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) 1956 г.

[3] Ст. 4 Соглашения об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза, от 18 июня 2010 г.

[4] Утв. постановлением Минтранса от 20 февраля 2012 г. № 11.

[5] Утв. постановлением Совмина от 30 июня 2008 г. № 970.