Приведение в исполнение решений иностранных и арбитражных судов

Решения иностранных судов в Беларуси

По общему правилу, решения иностранных судов по коммерческим спорам признаются в Беларуси и подлежат принудительному исполнению в случае, если это предусмотрено законодательством или международным договором. Республика Беларусь является участницей ряда международных соглашений и конвенций, которые устанавливают взаимообязывающие условия признания решений иностранных судов на территории разных стран.

Например, в 1992 г. между Республикой Беларусь и Литвой подписан Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, который предполагает взаимное признание и исполнение решений по гражданским (в том числе хозяйственным) и семейным делам, а также по уголовным делам в части возмещения ущерба. Кроме того, схожего рода соглашения заключены с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Ираном, Италией, Китаем, Кубой, Латвией, Пакистаном, Польшей, Сербией, Сирией, Словакией, Чехией. Положения подобных международных соглашений являются основанием для приведения в исполнение решений иностранного суда в Беларуси.

Помимо двухсторонних Республика Беларусь является участницей ряда многосторонних конвенций, например, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишинев в 2002 году).

Принудительное исполнение решения иностранного суда в Беларуси

Решение по коммерческому спору подлежит принудительному исполнению после выдачи экономическим судом определения о признании и приведении его в исполнение. Адвокат в деле по принудительному исполнению решения иностранного суда поможет подготовить заявление в суд, сформировать определенный процессуальным законодательством пакет документов, обеспечить представление интересов заявителя в суде. 

Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда в Беларуси

По общему правилу суды Республики Беларусь не оценивают законность и обоснованность судебных постановлений, принятых зарубежом. Тем не менее, процессуальным законодательством определен ряд оснований, по которым суд Беларуси может отказать в принудительном исполнении решения.

Решение иностранного суда не вступило в законную силу

Как правило, на оригинале решения суда имеется соответствующая отметка канцелярии суда, информирующая всех заинтересованных лиц о дате вступления решения в силу. Например, в Беларуси заинтересованное лицо не сможет легализовать решение, принятое белорусским судом, т.е. проставить апостиль, удостоверить перевод решения у нотариуса и т.д., если самое решение не вступило в законную силу.

Однако в нашей практике имели место случаи, когда из текста самого решения не понятна дата вступления его в законную силу. Например, в решении суда, принятого одним из судом Нидерландов, отсутствовала соответствующая отметка о дате его вступления в законную силу, а как таковая процедура проставления подобной отметки, отсутствовала. Подобные процессуальные нюансы вынуждают белорусских правоприменителей изыскивать дополнительные средства и способы подтвердить факт вступления решения в законную силу, которые бы белорусских суд счел убедительными.

Сторона в споре не была должны образом извещена о судебном разбирательстве

Возможность обеспечить свою защиту в судебном процессе является одной из основных гарантий, которой обеспечивается принцип состязательности сторон в судебном процессе. По данной причине причине отсутствие надлежащего уведомления является одним из оснований для отказа в приведении в исполнение решения иностранного суда.

При оценке указанных обстоятельств суд Беларуси проверяет не только сам факт извещения, но и его своевременность, чтобы убедиться, что у стороны, против которой состоялось решение, было время на предоставление контраргументов, формирование позиции по делу и явки в суд. Названный подход является общемировой практикой, которая закреплена в ряде международных договоров, в частности, в Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, заключенной в г. Гааге 15 ноября 1965 года, и Конвенции по вопросам гражданского процесса, заключенной в г. Гааге 1 марта 1954 года.

Рассмотренный иностранным судом спор относится к исключительной компетенции суда Беларуси

В судебной практике Беларуси отказ в признании решения иностранного суда по данному основанию является частным случаем. Тем не менее, схожего рода положения предусматриваются и рядом международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь: Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 1993 год).

На рассмотрении суда в Республике Беларусь находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде

Указанные нормы направлены на недопущение так называемого «forum shopping» —  попытки заинтересованной стороны избрать наиболее благоприятную юрисдикцию для рассмотрения спора. В частности, различные правовые режимы по конкретным делам в силу специфики законодательства предусматривают «более выгодное» для стороны конфликта материальное или процессуальное право. Например, в Республике Беларусь экономические суды не так активно применяют обычаи делового оборота в качестве обоснования тех или иных принимаемых решений, как в странах англосаксонской системы права.

Истек срок исковой давности приведения решения иностранного суда к исполнению

По общему правилу, решение иностранного суда может быть приведено в исполнение в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству заинтересованной стороны в порядке, определенном процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Наша практика показывает, что крайне важно учитывать течение срока давности, так как в коммерческих спорах зачастую непросто обосновать то, что срок признания решения иностранного суда пропущен по уважительной причине.

Исполнение решения иностранного суда противоречит публичному порядку Республики Беларусь

Под публичным порядком Республики Беларусь необходимо понимать основополагающие принципы международного права, нормы Конституции Республики Беларусь, положения международных договоров Республики Беларусь, основные принципы основополагающих отраслей права. Под основами правопорядка не могут пониматься нравственные, религиозные, культурные, экономические принципы построения общественной жизни. Примером общепризнанного принципа международного права, подлежащего применению, в том числе при рассмотрении хозяйственных (экономических) споров, является принцип pacta sunt servanda — каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

Отметим, что при рассмотрении заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, проверяется не сама сущность иностранного судебного решения, а именно последствия признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения.

Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений

Признание решений арбитражных органов в целом аналогично процедуре признания и приведения в исполнение решений иностранных судов. В частности, процессуальное законодательство предусматривает аналогичный порядок подачи заявлений в суд, а также основания для отказа в вынесении соответствующего определения. Республика Беларусь является участницей Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, заключенной в г. Нью-Йорке 10 июня 1958 года, что создает правовые предпосылки для доступа к белорусскому правосудию. 

Для получения более подробной информации, пожалуйста, не стесняйтесь связываться с нами любым удобным для Вас способом.

Задать вопрос

Задать вопрос